Демократия на Дону: сквозь века.

«Способность выбирать есть

драгоценнейшее из свойств разума»

Т. Уайлдер

Донская земля - регион с уникальнейшим историческим прошлым и вековыми самобытными традициями. Это одна из немногих территорий нашей страны, где демократические ценности бережно хранятся и с умом используются более двух тысяч лет.

Демократические традиции Танаиса периода III века до н. э. - III века н. э., самобытная казачья демократия XVI-XVII веков, особенности городского самоуправления в Ростове-на-Дону, Нахичевани-на-Дону и Таганроге конца XVIII века - ценнейший опыт, сконцентрированный на относительно небольшой территории и оказавшийся важным для всей России.

На этой лекции мы не только получим знания об особенностях демократии на Дону, но и проследим путь этих традиций на протяжении истории, проанализируем их влияние на современную политическую систему и правосознание людей, разберемся в механизмах демократии, ощутим возможность каждого реализовывать свое право избирать и быть избранным, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

Территорию Придонья и Приазовья в VII-III веках до нашей эры населяли Скифы и Сарматы, которые вели племенно-кочевой образ жизни. Племена возглавляли вожди. Какое-то время эта должность была выборная, но затем, после появления сильного лидера, титул вождя стал передаваться по наследству. Символами власти в племенах были: булава, богатые золотые украшения и доспехи, золотые головные уборы и лошадиная упряжь.

Город Танаис, расположенный в низовьях современного Дона, входил в состав Боспорского Царства, органом самоуправления которого был магистрат, который ежегодно избирался горожанами.

Расположение города близь греческих колоний обуславливало некоторые особенности. Например, в городе жили две равноправные общины: эллины - переселенцы из Греции, и танаиты - выходцы из местного населения (сарматов и меотов). Эти общины выбирали двух глав города -эллинарха и архонта, возглавлявших Правительство города - Магистрат. В составе Магистрата работали чиновники, управляющие повседневными делами: гимнасиарх ("воспитатель юношества"), лохаг ("военачальник"), эпимелет ("распорядитель общественных работ"),номофилаг ("страж закона"), эмпорион ("начальник порта"), астином ("наблюдатель за мерами веса и объема"), агораном ("рыночный надзиратель"), простет ("казначей"). Наиболее важные вопросы решались на собрании граждан города, где выбирались члены городского магистрата.

Вероятно, в древнем Танаисе проходили первые выборы органов местного самоуправления на территории современной России.

Конечно, танаисскую демократию можно назвать таковой лишь условно. Голосование проводилось только среди свободных мужчин,  рабы и иностранцы в выборах участия не принимали.

Именно эти инструменты демократии, которые впоследствии не раз подвергались доработке, и стали в значительной степени основой формирования традиций народовластия демократии на землях Всевеликого Войска Донского.

Достоверных документальных подтверждений о том, когда именно зародилось и оформилось казачье самоуправление, нет, однако с уверенностью можно говорить о том, что уже в XVI веке казачье сообщество представляло из себя достаточно серьезную силу, которой для существования и эффективной деятельности необходимы были органы власти и их представители. Именно к 1550 году относится первое упоминание о донских казаках и об избранном ими атамане Сары-Азмане.

Официальной датой основания Донского казачьего войска считается 3 января 1570 года. Но в летописях есть и более ранние упоминания об уникальных демократических и выборных традициях, обычаях и своеобразных для того времени формах народного самоуправления.

В период становления централизованного Российского государства на Дон приходили люди, не желавшие подчиняться единоличной царской власти, значительную часть из них составляли беглые. Эти люди согласные рискнуть собственной головой в схватках с кочевниками, но не желающие склонить ее перед хозяином-помещиком и стали ядром зарождающегося Донского казачества. Именно здесь формировалась культура равенства живущих рядом людей, ставивших свою свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия благодаря свободолюбию людей строилась "снизу".

В карнавале культур и обычаев, в борьбе с врагами в заграничных походах, в условиях постоянной готовности взять оружие из разнородных, но объединенных общей идеей свободы и лично свободных людей и сложился этот этнический, культурный и социальный феномен - казачество. Вследствие традиционной культуры заимствования, донские казаки впитывали лучшее из культур составляющих их общину народов. Они брали и наиболее подходящие своему жизненному укладу обычаи врагов, способствуя появлению в России нового центра демократии, ранее существовавшего только в Пскове и Великом Новгороде.

В системе самоуправления донского казачества рациональным образом сочетались традиции Псковского и Новгородского Вече с заимствованными у кочевников формами военной организации, основанной на главенствовании принципа единоначалия. Казачье самоуправление как уникальный элемент казачьей общины сложилось на традициях самоорганизации казачьей общины и, прежде всего, на строгом и неукоснительном соблюдении норм казачьей жизни, которые имели ранг закона.

Высшим законодательным органом становится Войсковой Круг - общее собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. В Войсковом круге участвовали все совершеннолетние казаки. Войсковой Круг, на котором присутствовали казаки всех городков пропорционально числу жителей, собирался на главной площади казачьей столицы. Круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы войны и мира, внешних отношений, церковных дел, приёма в казаки, основание новых городков. Он имел и судебную власть, наказывая за провинности на основе обычного права. Постановления круга были обязательны для всех казаков.

Стоит отметить, что Войсковой Круг как высший орган казачьего самоуправления регламентировал не только военную или связанную с военной деятельностью жизнь казака, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. Здесь, на Кругу, завершалась самоопределение казака: он рождался как личность, здесь оценивали его дела, подвиги и отличия в военном деле, на кругу казак искал и находил защиту и социальную поддержку. В условиях отсутствия на Дону церкви и православных священнослужителей круг регулировал брачные отношения, фиксируя не только акт бракосочетания, но и весь объём семейно-брачных отношений. Всё общество узнавало, чьей супругой становилась конкретная женщина. Став казачьей женой, она приобщалась к сообществу и получала определённый права, могла рассчитывать на помощь круга в житейских проблемах - от повторного замужества до материальной помощи детям. Бракосочетание давало новый статус и самому казаку. Он становился семейным и был обязан заботиться о воспитании достойной смены.

Регламентируя бытовые отношения, казачий круг тем самым способствовал выработке своеобразного кодекса нравственности казаков. Честность, преданность казачьим ценностям, уважение к старшим, к женщине закреплялись в традициях. Воровство и обман считались гнуснейшими преступлениями и сурово наказывались. Станичный и войсковой круги изначально выступали в качестве судебной инстанции, рассматривая дела по преступлениям против своего войска, против веры и пр. Для свершения правосудия на станичном кругу выбирали 10 лучших казаков.

Значимость Войскового Круга как высшего органа власти на Дону особенно проявлялась в том, что на кругах проходили выборы членов исполнительной власти, высшего должностного лица казачьего сообщества -войскового атамана. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знаки атаманской власти - булаву и насеку (атаманский посох). На Войсковом Кругу избирали также помощников войскового атамана -войскового есаула и войскового дьяка.

Войсковой атаман являлся военным вождём казаков, созывал войсковые круги, представлял Войско Донское в отношения с Москвой и соседями. Войсковой атаман был своего рода символом донского суверенитета, который избирался открыто на войсковом кругу при строгой регламентации процедур. Когда заканчивались полномочия атамана, он вместе с двумя есаулами выходил в круг, клал в определённое место свою насеку и спрашивал, кому поручается делать доклад, что означало начало процедуры по смене атамана. Казаки указывали на докладчика, который и руководил выдвижением кандидатуры на пост атамана. Как правило, к выборам атамана готовились заранее, и участники круга,  по существу депутаты от казачьих станиц, хуторов и юртов и  называли своих кандидатов, которые были не моложе 18 и не старше 54 лет, служили в войске, имели безупречную личную репутацию, семью.

Атаман принимал из рук докладчика символы власти - клейноды: насеку, булаву, пернач (символ атаманской власти, символ правосудия, символ власти походного атамана), а казаки-старики в знак признания прикрывали его своими шашками. Тем же порядком избирались войсковые есаулы, обязанные контролировать исполнение распоряжений атамана, порядок ведения общевойсковых дел, сбор Войскового Круга и проведение его в соответствии с регламентом. Войсковой дьяк, который вёл переписку с Москвой, избирался из грамотных казаков.

Ежегодно вместе с атаманом и есаулами для рассмотрения общественных дел, суда, назначения наказаний казакам, провинившимся перед общиной, выбирались почётные старики - два-четыре человека. Фактически они были советниками и помощниками войскового атамана.

В походах, в боевой обстановке обычное право давало атаману неограниченную власть: "Куда атаман глазом кинет, туда казак голову положит" – гласила поговорка тех лет. В мирной же жизни атаманы были исполнителями воли народного собрания и блюстителями порядка.

Таким образом, в XVI - начале XVII веках на Дону сложилась система управления, являвшаяся альтернативой государственному управлению России и отличавшаяся полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти круга, с управленческим аппаратом исполнительной власти и строго установленными функциями, широкой демократией при решении внутренних вопросов.

Но с конца XVI века правительство активно вмешивается в дела казачьей общины. Несмотря на признание царем Михаилом Федоровичем с 1615 года за казачеством права на самоуправление, правительство всячески содействует формированию на Дону войсковой знати - старшины, которая постепенно занимает ведущее место на войсковом кругу, способствуя тому, что к середине XVII века казачий круг стал приносить присягу царю.

После разгрома востания под руководством Кондрата Булавина, Петр I Указом от 3 марта 1721 года лишил Войско всех демократических привилегий и перешло в подчинение Военной коллегии Российской империи. Этим актом завершилась ликвидация суверенных прав и государственной автономии Войска Донского.

Мощный толчок к развитию демократических институтов дали земская, городская, судебная и военная реформы второй половины XIX века. Важнейшим этапом этого процесса стало учреждение в 1905 году Государственной Думы Российской Империи. В её состав вошли 12 представителей Дона. Одним из наиболее ярких донских депутатов по праву считается Василий Акимович Харламов, депутат Государственной Думы всех четырех созывов, активно участвовавший в разработке многих ключевых законопроектов Российской империи и много полезного сделавший для Дона.

Вместе с созданием Государственной Думы изменилась вся система политических и общественных отношений. Большинство политических партий сформировалось накануне выборов в Думу, было проложено начало эволюционного, демократического пути развития страны. Партии активно работали с избирателями, публиковали свою предвыборную агитацию, проводили митинги и встречи. В России начиналось становление демократического правового государства с прицелом на превалирование парламентской модели гос устройства. 

На Дону особенно широкой поддержкой пользовались кадетские организации. Имелся областной комитет партии кадетов. В г. Новочеркасске организация насчитывала тысячу человек, в Ростове - 1300 человек, в Таганроге - 150. Область Войска Донского была единственной, где кадетские организации существовали в станицах. При  этом нужно учитывать, что для начала века это не малые цифры. К примеру население Ростова в начале 20 века составляло чуть более 100 000 человек.

Станичные сходы принимали решения (в то время они назывались приговорами) по проблемам всех сторон общественной жизни и некоторые передавались казачьим депутатам  первой Государственной Думы. Известны приговоры станиц Березовской, Глазуновской, Малодольской, Сергиевской и ряда других. Наряду с экономическими запросами казаки требовали свободы собраний, свободы слова (устного и письменного), свободы союзов, вероисповеданий, неприкосновенности личности, демократизации избирательного процесса, расширения числа избирателей. (В России активным избирательным правом пользовались всего лишь 15 процентов населения).

Харламов A.M.; "Среди местного казачьего населения пробуждается тот старый дух свободы, который создал казачество, который жил в нем и который с течением веков, нашим русским самодержавным бюрократическим правительством истреблен в казаках. Казаки вспомнили, что только свобода породила казачество, что только свободой питалось и жило оно.  Среди этой части русского населения в святом идеале чистоты был сохранен принцип неприкосновенности личности".

Затем случился Октябрьский переворот. Он кровавым колесом прошел по Донской земле, вынудив ее свободолюбивых жителей воевать друг против друга, брат против брата. Любая гражданская война страшна, страшна своей жестокостью, абсурдностью и беспощадностью. Та же, 18-ого – 21-вого годов была особенно кровава. За годы войны и последующего геноцида казачества, которое Ленин с Троцким стыдливо называли «процессом расказачивания», Дон лишился больше чем половины своего населения.

Последним казачьим атаманом, законно избранным Большим Войсковым Кругом Донского Казачьего Войска стал генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин. Из семисот делегатов круга за него проголосовало более шестиста человек. Он попытался сделать для Дона все, что можно, но кровавую круговерть обезумевшей волны коммунизма было уже не остановить. В 1918 году Алексей Максимович Каледин покончил  собой выстрелом в сердце.

Установление в 1920 году на Дону Советской власти кардинально изменило систему местного самоуправления. Конституция РСФСР 1918 года закрепила название новых органов власти, таких  как "совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". На выборах 1921 года в Советы в подавляющем большинстве были избраны кандидаты, намеченные партийными органами. В Ростовском округе было избрано 916 человек, в том числе 150 коммунистов. Контролируя деятельность Советов, партия направляла усилия на создание в них опоры своей власти в лице представителей беднейших слоев населения.

Широко декларируемые коммунистической Конституцией избирательные права предоставлялись далеко не всем. Согласно основному закону СССР 1924 года правом избирать и быть избранными в Советы могли воспользоваться граждане, достигшие восемнадцатилетнего     возраста,     независимо     от     вероисповедания, национальности, оседлости. Одновременно с этим специальными статьями оговаривался список лиц, лишенных избирательных прав:

•        Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

•        Лица, живущие на нетрудовой доход;

•        Частные торговцы и торговые коммерческие посредники;

•        Монахи и духовные служители всех церквей и религиозных культов;

•        Лица, признанные врачебной комиссией душевнобольными и лица, состоящие под опекой;

•        Осужденные за корыстные цели и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором;

•        Служащие или агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений.

Конечно, лишались избирательных прав и казаки, служившие в частых  белых войск, а также и члены их семей (согласно январской директиве ЦК 1919 года). Таким образом можно заключить, что почти половина из оставшегося населения Донской Земли была лишена избирательных прав.

Руководящие структуры коммунистической партии организовывали, по сути, безальтернативные выборы в Советы на протяжении всего временного периода существования социалистического политического строя в нашей стране, устанавливая функции и полномочия Советов, спускали разнарядки по возрастному, половому и партийному составу Советов всех уровней.

Деятельность советских органов власти продолжалась до событий начала девяностых годов двадцатого века, коренным образом изменивших всю систему власти в стране.

В 1990 году в СССР был принят закон "Об общих принципах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", сыгравший важную роль в становлении местного самоуправления. В это время начинает реформироваться избирательная система с акцентом на механизм свободного формирования и выявления многообразных интересов общества. Был сформулированы и реализованы принципы прямого и территориального представительства, состязательности кандидатов в выборные советские органы.

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года "О реформе представительных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации" положил начало новому этапу реформирования власти в Ростове и на Дону. Конституцией РФ 1993 года местное самоуправление было отделено от государственного, установив механизм самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

Сейчас организацию и проведение выборов на территории области, контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляет Избирательная комиссия Ростовской области. Это независимый коллегиальный орган, в состав которого входят назначаемые Губернатором и Законодательным Собранием члены комиссии, представляющие различные общественные движения и политические партии.

В начале третьего тысячелетия, на Дону была сформирована современная и эффективная законодательная, социальная, политическая, организационная и материально-правовая база для развития вековых демократических традиций Донского Края.

На сегодняшний день в Ростовской Области выстроена эффективная система органов местного самоуправления, отвечающая современным реалиям, но хранящая в себе демократические традиции, которые формировались на протяжении всей истории.

Исторический опыт проявления демократической свободолюбивой сущности жителей древнего Танаиса, самобытной казачьей демократии, опыт самоуправления в Ростове-на-Дону, Нахичевани-на-Дону, Таганроге, резкий подъем и эволюция демократического правосознания на закате эры социалистического государства, привереженность жителей Дона идеалам свободы, народовластия и демократии не забыты и сейчас. Именно всё это и стало исторической, социальной, культурной и политической базой, на основании которой строится Донская демократия и сейчас.

Автор председатель ТИК  А.Говоркова

С презентацией "Демократия на Дону: сквозь века" можно ознакомиться, перейдя по ссылке. 

Возврат к списку

Уроки демократии. Демократия на Дону: сквозь века. Автор А.Говоркова