Институт президентства

ЛЕКЦИЯ

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вступление

Слайд 1 – Заголовок «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ»

Чуть больше года осталось до одного из самых значимых событий для нашей страны, и речь сейчас идет не о ЧМ по футболу, хотя это безусловно одно из важнейших событий для современной России и для нашего города, в частности.

Слайд 2 – «СЕДЬМЫЕ ВЫБОРЫ В МАРТЕ 2018»

В марте 2018 года пройдут седьмые выборы Президента Российской Федерации. Те, кто сейчас обучается в 11-м классе, наверное, практически все смогут принять участие в этом, не побоюсь этого слова, грандиозном событии. Тем, кто сейчас учится в 10-м повезет не всем, и им придется ждать 6 лет, чтобы отдать свой голос человеку, который по их мнению способен управлять нашей страной.

Для того, чтобы понимать насколько важна возможность личного участия в выборах, нужно знать, какие этапы исторического развития прошло человечество на пути к всеобщему избирательному праву, чтобы каждый человек в стране смог оказывать влияние на формирование государственной власти, а также имел возможность быть избранным в формирующие ее органы.

Начну с самого понятия государственная власть

Слайд 3 - ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм.

Слайд 4 – ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Образование, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия органов гос. аппарата между собой и с населением, степень участия населения в их формировании, определяет форма государственного правления.

Существует два ее вида:

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Слайд 5 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Характер государственной власти определяет политический режим. Он представляет собой совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим.

Демократия — представляет собой политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

Поскольку РФ является демократическим правовым государством с республиканской формой правления, подробнее остановимся на истории развитии демократии как политического режима.

Слайд 6 - История демократии (городов-государств до современных республик и федераций)

(На слайде изображен Перикл - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец. 495-429 до н.э.)

Явление под названием «демократия» известно миру два с половиной тысячелетия. За этот достаточно продолжительный для человеческой истории период времени люди могли сравнить различные формы правления и государственного устройства, методы осуществления власти, взаимоотношения власти и общества. Такое сравнение все в большей степени приводило к мнению о том, что демократия является наиболее предпочтительной для комфортного проживания людей формой организации власти.

В V и IV веках д. н. э. в ряде древнегреческих городов стали возникать различные формы народного самоуправления. Наибольшую известность приобрела афинская демократия, которая начала формироваться в 507 году д. н. э. в Афинах и которая продержалась почти два столетия. Центральное место в ней отводилось Народному собранию – Эклесси'и, в работе которого должны были принимать участие все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. По итогам голосования принималось то решение, за которое проголосовало большинство собравшихся. По некоторым оценкам, рядовой гражданин, по крайней мере, один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве.

В то же самое время, но независимо от греческого влияния, в Древнем Риме возникла республика с ее системой консулов, сенатом и народными трибунами. Первоначально право участия в управлении республикой принадле­жало лишь патрициям или аристократам. Однако в ходе развития общества и после ожесточенной борьбы и простолюдины (в Риме их называли плебсом) добились для себя такого же права. Как и в Афинах, право участия предоставлялось только мужчинам, и это ограничение сохранялось во всех последующих видах демократий и республик вплоть до XX в.

Начиная с IX века в отдельных районах Европы дворяне и почётные граждане стали напрямую участвовать в местных собраниях и избирать депутатов в региональные собрания. В Альпах такие районы стали самоуправляемыми кантонами, которые в XIII веке вошли в состав Швейцарской конфедерации. Скандинавские викинги постепенно развивали многоуровневую систему представительных органов, и в 930 в Исландии впервые возник аналог современных национальных законодательных собраний и парламентов — Альтинг.

Проявления демократического правления были и на Руси. Демократические собрания – вече – действовали в домонгольский период в таких городах как Киев, Владимир, Смоленск, Псков и некоторых других. Однако, только в Новгороде возникла особая форма правления - республика. Сложившиеся там выборные органы власти и управления просуществовали с XII до XV столетия. 

В XII веке в ряде итальянских городов-государств (таких как Венеция, Флоренция, Сиена, Пиза) начали проводиться прямые периодические выборы на высшие руководящие должности. Поначалу участвовать в выборах могли только дворяне и крупные землевладельцы.

В 1265 в Англии был впервые созван парламент. к концу XV века любой принимаемый в стране закон в обязательном порядке согласовывался с обеими палатами Парламента. Однако основные преобразования произошли после Славной революции 1688 года, когда в стране была установлена конституционная монархия.

В конце XVIII века после образования Соединенных Штатов Америки впервые были определены и законодательно закреплены некоторые формальные механизмы, которые позже сыграли важную роль в консолидации современных вариантов демократии.

На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе Континентальном Конгрессе.

Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей.

После долгих дебатов авторы американской Конституции сошлись на том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.

Что касается нашей страны, как было выше сказано первым демократическим органом власти было общегородское вече в городах Новгородской земли, просуществовавшие до второй половины XV века.

В XVI—XVIII вв выборные органы существовали в регионах, где было распространено казачество, оно. имело собственные выборные органы. Верховным органом управления у волжских, донских, терекских и яицких казаков был войсковой круг — общевойсковое собрание, избиравшее атамана.

Однако демократические реформы, касающихся высших органов власти были проведены только после Революции 1905 года. Николай II легализовал политические партии и учредил полноценный законодательный орган — Государственную думу.

После падения монархии и установления власти Советов народных депутатов в стране была провозглашена «социалистическая демократия». Однако выборные органы — Советы — не обладали реальной властью. Хоть Конституция СССР и декларировала ряд важных для демократии политических и гражданских прав, они не были подкреплены соответствующими социальными институтами.

Переход к демократическому режиму в нашей стране произошел в начале 1990-х годов, после распада СССР и последующем закреплении в Конституции 1993 года демократических основ конституционного строя России, государственного устройства, образования представительных, исполнительных, судебных органов власти и системы местного самоуправления, прав и свободы человека и гражданина

Итак, вернемся к институту президентства.

Слайд 7 - ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА: (понятие, становление, развитие, распространение в мире)

Термин «президент» произошел от латинского слова praesidens [прэзидэнс]. Буквально оно обозначает сидящий впереди, во главе.

Президент – глава государства, он занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Слайд 8 - Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, что напрямую влияет на статус и полномочия президента в этом государстве.

Слайд 9 - Как уже было сказано, впервые пост президента был введен в Соединенных Штатах Америки. Он был закреплен в Конституции, вступившей в силу 4 марта 1789 г. Кроме этого, именно в США сформировался институт президентства как важнейший институт политической структуры. В отличии от других государств того периода, где исполнительная власть имела монархический характер, на территории США главу стали избирать в процессе всеобщих выборов.

Впервые выборы президента прошли в период с 15 декабря 1788 г. по 10 января 1789 г.

Первыми европейскими странами, где оказалась введена должность президента в качестве главы государства, стали 2 республики – Франция и Швейцария. Кроме них, прочие европейские государства до конца XIX века оставались монархиями.

В 20 веке такие потрясения, как мировые войны, раскол колониальных империй, революции повлекли образование множества новых самостоятельных государств. Не все из них стали республиками президентского типа, но в подавляющем большинстве в них был создан пост президента страны.

Фундаментальные преобразования, происходящие на всемирной арене с конца 1980-х годов стимулировали дальнейшую популяризацию института президентской власти. Почти в каждой бывшей республике СССР был учрежден пост президента.

Слайд 10 - Женщины президенты

Важным достижением современной демократии является равное право избирать и быть избранным для мужчин и женщин.

Женское избирательное было право прямо закреплено в Конвенции о политических правах женщин и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятых ООН соответственно в 1952 и в 1979 году.

Российская империя была одной из первых стран, предоставивших женщинам право голосовать. Это произошло в 1906 году на территории Великого княжества Финляндского. На остальной территории России женщины получили право весной 1917 года.

Впервые пост президента заняла 43-летняя Мария Перон, более известная как Исабель. Мартинес. Это произошло в 1974 году в Аргентине.

С тех пор женщины 38 раз занимали пост главы государства в различных странах.

Первой представительницей слабого пола, ставшей президентом на Африканском континенте стала Элен Джонсон-Серлиф, ныне действующий президент Либерии. Она была избрана путем всенародного голосования в 2006 году. В 2011 году ее переизбрали на второй срок с результатом голосования более 90%.

На сегодняшний день в 9 странах мира женщины занимают пост главы государства.

 Единственной россиянкой, баллотировавшейся на пост президента, является Ирина Хакамада. На выборах в 2004 она набрала 3,84% голосов и заняла четвертое место

Слайд 11 - Становление института президентства в России

Институт президентства в Российской Федерации начал функционировать с 24 апреля 1991 года после проведения Всероссийского референдума о введении должности Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (17 марта 1991 года).

Слайд 12 - Президенты

Первым Президентом России, избранным в результате всеобщего прямого голосования 12 июня 1991 года стал Б.Н. Ельцин.

Изначально Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики потом России являлся высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, не имеющим право распускать Парламент.

После принятия 12 декабря 1993 на всенародном референдуме Конституции начали действовать новые положения, определяющие статус, функции и полномочии лица находящегося на посту Президента Российской Федерации, которые (с учётом некоторых поправок) действуют до сегодняшнего дня. 

Вторым Президентом РФ в период с 2000 по 2008 гг. был избран В.В. Путин. В 2012 году он был вновь избран на пост Главы государства.

Третьим Президентом Российской Федерации стал Дмитрий Анатольевич Медведев в 2008 году. Сегодня он занимает пост председателя Правительства Российской Федерации.

Слайд 13 – Полномочия президента:

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Слайд 14 – продолжение

Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Слайд 15 – ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ

Субъективное избирательное право гражданина является конституционным (закреплено в ст. 32 Конституции РФ), политическим, индивидуальным, основным, абсолютным, состоит в участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Активным избирательным правом (правом выбирать) обладают дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, не лишенные свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Помимо активного и пассивного избирательного права, в состав избирательных прав граждан входят право участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), право заниматься предвыборной агитацией, право наблюдать за проведением выборов, право участвовать в работе избирательных комиссий, право на получение информации о выборах (в частности, об их результатах).

Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях лицо, признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидатом в Президенты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом.

Слайд 16 – Нормативное регулирование выборов президента РФ

Выборы Президента РФ регулируются Конституцией РФ,

ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

С презентацией можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

Автор председатель ТИК А.Говокррова